9.7.2001
ТЕАТРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ В БАЛЕТ (ТАНЦУЕМ ОТ ПЕЧКИ, ИЛИ ПОПЫТКА ВСТАТЬ В ПЕРВУЮ ПОЗИЦИЮ)
Вы не задумывались над тем, что сегодняшняя наша жизнь напоминает приключения Алисы в Стране чудес? В наш век, когда мы женимся, не выходя из он-лайна, собираемся клонировать Графа Дракулу и покупаем себе площадки для гольфа на Луне – уже, кажется, никого ничем не удивишь.
И всё же поводов испытать острые ощущения у нас не стало меньше, мы просто разучились их воспринимать. Именно поэтому давайте поговорим об искусстве классического танца.
Сегодня, когда в разгаре жаркое лето и театральный сезон закрыт, самое время обратиться к этой теме, чтобы встретить новый театральный сезон во всеоружии.
Наши внимательные и любопытные читатели уже знают, в чём идти в театр, как вести себя в театре. Сегодня мы поговорим о том, зачем идти в театр.
Как известно, решившись на посещение театра, человек пытается удовлетворить свою извечную жажду зрелищ. И для того, чтобы действительно получить удовольствие от встречи с театром, нужно научиться воспринимать то действо, которое происходит на сцене.
Одним из самых сложных для восприятия видов сценического искусства является танец, и в частности – балет. Здесь нужно уметь не только слушать – необходимо научиться смотреть и видеть.
Что такое танец? Высказывания о танце специалистов в различном изложении, в основном, сводятся к такой мысли: Терпсихора объединяет в существе своём движение и ритм. С этим легко согласиться. История развития человеческого общества служит тому доказательством – танец зарождался как религиозное или обрядовое действо, придуманное и исполняемое народом. И сегодня этот вид танцевального искусства продолжает быть источником самовыражения – все эти шейки, твисты, рок-н-роллы, диско, хит-хопы и брейки – что это, как не стремление молодых людей объединиться в поисках новых обрядов?
А вот что такое балет? Давайте, не рискуя сломать себе шею в дебрях искусствоведения, определим балет как сценический вид танца, то есть, лицедейство, придуманное автором и исполняемое профессионалами на сцене театра.
О балете приятно говорить с женской половиной нашего общества. Ничего удивительного – каждая из нас, находясь ещё в нежнейшем младенческом возрасте уже пыталась, облачившись в мамино нарядное платье, выделывать замысловатые па перед зеркалом. Вот с мужчинами сложнее – на предложение сходить на балет реакция может быть непредсказуемой – он даже согласится, но в ответ тут же попросится на рыбалку. С ночёвкой.
Но – в жизни всегда есть место подвигу – представим себе мужчину, который проявил инициативу и собрался побывать на балетном спектакле.
Самое главное – идти в театр с настроением, даже если Вы просто выгуливаете свою даму, тёщу или горячо любимых дальних родственников. Если заранее настроиться на то, что Вы идёте смотреть балет, и заставить себя просто смотреть на сцену – язык классического танца не покажется вам китайской грамотой.
Для того, чтобы первая встреча с балетом не стала последней, нужно подойти к делу серьёзно – выбирайте известный театр, профессиональную труппу и , конечно, живую музыку. И для начала спектакль, по поводу которого у вас не возникнут сомнения – находитесь вы в фитнессклубе, в стрипбаре или всё-таки в театре.
Договорились – будем считать вас зрителем, непресыщенным балетной классикой, и отправим… разумеется, на «Лебединое озеро».
В 1875 году, когда П. И. Чайковский приступил по заказу Московской дирекции к созданию своей гениальной партитуры «Озера лебедей», Баварией правил король Людвиг ІІ. Человек-романтик, покровитель искусств, которому была ненавистна придворная жизнь, он построил среди лесов и гор, у озера, где селились лебеди, прекрасный замок и уединился в нём. Но обрести душевный покой несчастному королю не позволили, и однажды тёмной ночью он погиб в бурных водах Лебединого озера. Смерть Людвига выглядела невероятной, если вспомнить тот факт, что она была предугадана Чайковским за десять лет до реальных событий и, словно по нотам, проиграна на подмостках Большого театра. По воле композитора либретто даже указывало точное место происходящих в сценарии событий!
…Сердце юного и прекрасного принца Зигфрида свободно, хотя по мнению его величественной мамы, сына пора женить. Для этого готовится пир, на котором принц должен сделать свой выбор. Но случилось так, что накануне пира принц с друзьями отправляется на охоту и встречает там прекрасную девушку – Одетту. Любовь вспыхивает мгновенно, но она омрачена признанием загадочной незнакомки - она заколдована злым волшебником Ротбартом и сохраняет девичий облик только под покровом ночи. С первыми лучами солнца Одетта превращается в белую лебедь и покидает влюблённого принца. Спасти её может только любящее преданное сердце, и Зигфрид, не задумываясь, клянётся девушке в своей вечной и верной любви.
Чтобы не дать развеяться злым чарам, Ротбар приводит с собой на пир свою дочь Одиллию, как две капли воды похожую на Одетту. Принц опрометчиво решает, что она и есть его избранница и готов вести коварную обольстительницу под венец.
Поскольку клятва в верности оказалась нарушенной, Одетта навсегда должна остаться во власти злого волшебника. Но она, воспользовавшись своим ночным превращением, бросается в волны Озера Лебедей и погибает в бурных водах. Когда же принц узнает о своей трагической ошибке, он, не в силах пережить гибель любимой, закалывается кинжалом...
Красивая сказка с немного грустным концом. Хотя тут следует оговориться – не всегда и не на всех сценических подмостках конец этой истории трагичен. В некоторых постановках (особенно это приветствовалось в эпоху развития соцреализма) добро побеждало зло, влюблённые бросались на защиту друг друга, и с рассветом счастливый Зигфрид убеждался, что его возлюбленная теперь навсегда с ним.
Но каким бы ни был конец этой истории – трагичным или счастливым, спектакль всегда воспринимается как праздник музыки и танца. Даже не зная сюжета, им можно наслаждаться просто потому, что талант композитора, профессионализм постановщиков и мастерство артистов, как правило, достигают в этом спектакле эталонных высот. Начинать с «Лебединого озера» непросто, но именно с этой высокой балетной кульминации начинали свою биографию многие артисты балета, чьи имена не сходили потом с афиш самых знаменитых театров мира, как признание их таланта, терпения и титанического труда.
Всмотритесь, например, в «белое» адажио Одетты и принца Зигфрида. Знаменитый дуэт заставляет даже дилетанта почувствовать изысканную канву танца, полного предчувствия неминуемой трагедии. Ярким контрастом «лебединому» акту является дерзкий, вызывающий выход Одиллии. Она азартно завлекает и дразнит Принца, наслаждаясь властью над ним, то стремительно распрямляется в эффектном прыжке, то склоняется в лебединой позе у ног Зигфрида…
Не хочется нагружать будущего зрителя сложной терминологией балетной лексики, но я думаю, после спектакля ему не нужно будет заглядывать в глаза соседей с немым вопросом – это было нечто или зрелище так себе?
Если вы поймали себя на том, что замерли в неудобной позе на краешке стула – значит, всё в порядке, и вам действительно удалось приобщиться к чуду, неожиданно открыть для себя нечто новое. Ведь в конце концов высокое танцевальное искусство и призвано нести людям радость.
Майя Плисецкая в "Лебедином озере"
Фотографии © Фотографии В.Дашевского, В.Лапина, А.Клюшкиной
Иван Маринин
|