ATLASUA.NET  |  КАРТЫ  |  НОВОСТИ  |  ФИНАНСЫ  |  МАГАЗИНЫ  |  МОЯ ПОЧТА  |  МОЙ WEB MiniPASS
AtlasUA.net Реклама

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Сади будинків - цегляний едем,
де лагідно мовчать скульптурні звірі,
де ранні позивні тремтять в ефірі,-
ми їх на мову птаства покладем.
Ю. Андрухович












Михайловский Златоверхий собор

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного Михайловского собора находилось капище самых известных языческих божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога.  После уничтожения пантеона место пустовало, но, как говорится в одной поговорке, такое явление не могло долго продолжаться, и в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева, и только через много лет, в 1108 году, князь Святополк-Михаил на месте деревянной закладывает каменное сооружение.

“…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» – говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года. Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065 - 1075 годами.

Рака святой Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу, украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время – главный враг шедевров – сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.

К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии – фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Храм, как и человек, имеет свою судьбу, свои взлеты и падения. За всю свою жизнь он познает величие, но, к сожалению, и уничижительные пытки. Однако, в отличие от нас, грешных, воскресает и продолжает жить. Во время монголо-татарского нашествия Михайловский Златоверхий не познал особенных разрушений, но в течение очень долгого времени он находился в состоянии полного запустения и представлял собой страшное зрелище. На полную реставрацию, в 1620 году, отваживается игумен Иов Борецкий. В скором времени собор возвращает себе былое величие. В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года – собор становится семикупольным. Приближался бурный и кровавый XX век…

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину – под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж  фресок и мозаик собора. Множество произведений искусства в период 1934 – 1936 годов были років были грабительским образом вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор. После того, как были разобраны Экономические ворота, в 1936 году, Михайловский Златоверхий был подло убит! И что же дальше? Для чего нужно было разрушать религиозное сооружение? Сразу же после уничтожения собора городские власти объявляют архитектурный конкурс на застройку современной Михайловской. Было представлено множество проектов, один помпезнее и бессмысленнее другого. Победу праздновал ленинградский архитектор Лангбард, который предложил соорудить два симметричных здания Совнаркома, а между ними поставить стометровый (!) монумент вождю мирового пролетариата. В дальнейшем планировалось снести Софийский собор, скульптуру Богдана Хмельницкого, фуникулер и создать гигантскую площадь для приема парадов. Ограниченность средств и мировая война не дали, к счастью, осуществиться этим наполеоновским намерениям. Долгое время на святом месте были клумба, площадка для выгула собак…

В последнее время можно услышать такие слова, что сначала, дескать, нужно накормить народ, а потом отстраивать святыни. Таким людям можно ответить словами Библии, в которых говорится, что не хлебом единым живет человек, а всяким словом, что выходит из уст Божьих. Так что, господа, придите и поклонитесь воскрешенной святыне украинского православия – Михайловскому Златоверхому Собору.

Алексей Стукало